Костоправ если переводить на современный лад это хирург или ортопед.
История костоправства
Традиционные костоправы известны своей эффективностью в лечении травм костей. Как и другие варианты народной медицины, знания о костоправах устно передаются от одного поколения к другому, не прибегая к официальной документации.
Благодаря практике ученичества и обучению на рабочем месте традиционные костоправы передают знания о манипуляциях с костями, местном применении трав, а иногда и их пероральном приеме внутрь, следующему поколению, часто состоящему из членов семьи. Это не всегда должно быть отношение «или -или», которое пронизывает традиционную костную и ортопедическую медицину. Могут быть способы, которыми обе системы могут получить взаимную выгоду от другой, например, традиционная медицина извлекает выгоду из использования ортопедической медицинв с помощью инструментов диагностической визуализации.
Традиционный костоправ — это непрофессионал, занимающийся манипуляциями с костями, хорошо разбирающийся в них —и по крайней мере, по мнению покровителей и его сообщества в целом — в медицинском искусстве он восстанавливает полную функциональности сломанных костей. Агравал полагает, что традиционный костоправ в современном понимании — это «неквалифицированный практикующий врач, который занимается целительством без какой-либо формальной подготовки по общепринятым медицинским процедурам» (Agarwal 2010, 8 ) .
Традиционный костоправ восходит к тому периоду, когда современные homo sapiens начали охотиться, и неизменно начинали страдать от переломов. По мере того, как человек совершенствовался в лечении повреждений костей и их лечении, это стало узко специализированной областью, так что некоторые люди стали хранителями секретов все более сложных лечебных знаний о манипуляциях с костями и приспособлениях для сращивания костей. (Green 1999a, 258 ) . На останках человека эпохи неолита имеются следы переломов, шинированные чем-то, похожим на кору и палки, и скрепленные веревками. (Beckett 1999) . Известно, что древние люди изобретали творческие способы обездвиживания сломанных конечностей.
Индейцы-шошоны заворачивали сломанные конечности в полоски свежей сыромятной кожи, которая была смягчена вымачиванием в воде в течение нескольких дней. Сыромятную кожу потом оставляли сохнуть и затвердевать вокруг пораженного участка, тем самым защищая поврежденный участок. Известно также, что некоторые племена Амазонки используют шины, сделанные из глины (Beckett 1999 , 7)
По мере расширения человеческой цивилизации определенные люди стали известны как целители и костоправы, причем методы часто передавались из поколения в поколение, почти всегда от отца к сыну. Навыки смешивались с заклинаниями и молитвами, когда это было уместно, чтобы способствовать исцелению.
В «Ранней истории хирургии» епископ В. Дж. отметил, что еще в 1900 г. до н. э. в Вавилоне царь Хаммурапи издал свод законов, регулирующих медицинскую практику и устанавливающий наказания за нарушения. В частности, были упомянуты «Галлабу» или костоправы, которые занимались стоматологическими работами, малой хирургией и клеймением рабов.
Самые ранние известные письменные инструкции по костной хирургии можно найти в папирусе Эдвина Смита, датированном радиоуглеродом от 1600 г. до н.э. В нем описано соответствующее лечение переломов плеча.
"Ты должен положить его ниц на спину, сложив что-то между его двумя плечами, чтобы растянуть его плечо, пока этот перелом не встанет на место. Сделай ему две полотняные лонгеты и наложи одну из них обе на внутреннюю сторону его руки, а другую из них обе на изнаночную сторону его руки. Ты должен приложить и фиксировать ymrw (неустановленное минеральное вещество) и после этого обрабатывать это место медом каждый день, пока он не выздоровеет (Bishop 1960 , 11).
При переломах черепа хирург должен был нанести травяную пасту, приготовленную из страусиных яиц, вокруг раны, воспевая заклинания египетской богине плодородия Изиде, а затем дать ей высохнуть. Также были обнаружены сочинения индийских сустр, датированные пятым веком до нашей эры, в которых содержались подробные инструкции по ампутации гангренозной конечности и изготовлению железных протезов.
Среди работ Гиппократа есть трактат о переломах и вывихах, известный своей анатомо-физиологической точностью и затрагивающий такие вопросы, как «сложные переломы, вправление костей, перевязка и иммобилизация» (Bishop 1960) ., 12). Гиппократ также предписывает использовать деревянную шину для лечения вывиха бедренной кости, а также определенные комплексные техники для разгибания и контрэкстензии (Bishop, 1960 , 14).
От традиционного костоправства к современной ортопедической медицине
Эти отмеченные успехи в ортопедической медицине замедлились с распадом Римской империи и возвышением Римско-католической церкви как мирового органа управления всей социальной и религиозной деятельностью (Bishop 1960 , 15).
Папство считало, что болезнь приходит в ответ на преступление, и только благочестивое моление через молитву и пост может вылечить такое. Большинство форм медицинских средств, выписанных ранее, были запрещены и объявлены языческими, нарушение которых привело к отлучению от церкви, которого очень боялись, и, в конечном итоге, к изгнанию души из вечного искупления. Вместо целителей и костоправов верующие обращались за помощью к своим святым покровителям, а когда это не удавалось, они умоляли священников о помощи (Beck 1974) ., 79).
В течение периода, охватывающего почти десять столетий, в Западной Европе не было зафиксировано ни одного медицинского прогресса. Что еще хуже, языком обучения была латынь, и только священники имели доступ к этому языку. Мирянам было невозможно понять медицинские трактаты и сведения о медицине. К 1100 году в папстве росло беспокойство по поводу того, что участие священника в медицинской сфере может привести к тому, что духовенство будет виновно в кровопролитии, если лечение пойдет наперекосяк.
Чтобы предотвратить такое положение дел, был обнародован ряд статутов и законов, запрещающих священникам, врачам и монахам выполнять хирургические операции и посещать публичные медицинские лекции. Только слугам священников, известным как парикмахеры, по закону разрешалось проводить хирургические операции (Beck 1974 , 79).
На протяжении многих лет парикмахеры совершенствовали свое мастерство в основном путем обучения на рабочем месте. Приобретенные навыки они передавали своим детям и ученикам. Работая, особенно с бедными и беззащитными, они могли экспериментировать, не опасаясь возмездия, восстанавливая поврежденные кости, вырывая разрушенные зубы и выполняя другие задачи, которые должны были выполнять костоправы.
Ничто иное, как физическая сила, ловкость и выносливость, не позволяло человеку заниматься костоправом.
Уровень образования не имел значения. Ученичество, а не обучение, подходило для практики, и не было никакого обучения науке. Цирюльники предпочитали лечить королевских особ, и знать и их семьи из-за более высокого вознаграждения. Это было необходимо, потому что другие медицинские профессии объединились в гильдии и смогли защитить свои права и законно утвердить себя и свою работу.
Но правительство игнорировало эти гильдии, следя за тем, чтобы их члены придерживались ограничений, установленных законом; «Хирурги и их гильдия соревновались с парикмахерами в лечении одних и тех же недугов. Аптекарь смешивал лекарства, но химикаты приходилось покупать у травников» (Bishop 1960 , 20).
«К 1540 году Томас Викари помог положить конец борьбе и беспорядкам, добившись разрешения короля на объединение гильдий парикмахеров и хирургов; в том же законе были изложены обязанности цирюльника-хирурга по сравнению с обязанностями врача или аптекаря» (Bishop 1960, 25).
Лишь около 130 лет назад вправление костей стало неотъемлемой частью западного медицинского обучения и практики (Green 1999a , 259). Грин пишет, что примерно 120 лет назад по счастливой случайности истории, географии и семейных связей ортопеды, то есть доктора медицины, занимающиеся детскими уродствами, экспроприировали костную систему у ранних английских хирургов и народных костоправов (Green 1999a) ., 259). Путь от традиционной костной пластики на Западе начался с фундамента, заложенного известным французским хирургом и специалистом по ампутации конечностей Амбруазом Паре (1510–1590).
Работа Амбруаза Паре была больше сосредоточена на лечении травм костей на поле боя, и он не слишком углублялся в изучение бытовых или производственных травм или деформаций, связанных с костями. Это был Николя Андри де Борегар, еще один француз, который «сформулировал всю область ортопедии как дисциплину, достойную самостоятельности». Николя Андри получил медицинское образование в Реймском, а затем в Парижском университете, который окончил в 1697 году. Тема его диссертации «Взаимосвязь в лечении болезней между счастьем врача и послушанием пациента,1990 ). Его медицинские исследования были сосредоточены на облегчении боли и страданий пациента, предлагая ему наилучший доступный вариант лечения. Его многочисленные работы в области паразитологии принесли ему престижную должность профессора медицинского факультета Парижского университета, где он впоследствии стал деканом физического факультета. Самое первое, что он сделал с обретенной властью, — это ограничил практику брадобрейной хирургии, широко распространенную в то время в Европе. Андри считал хирургов-парикмахеров шарлатанами и неквалифицированными, которые представляли для пациентов больше угрозы, чем лечение самих болезней (Le Vay 1990) .
По мере того как Андри продолжал свою исследовательскую работу во Французском университете и занимался врачебной практикой, вскоре его интерес обратился к проблемам костей. По его словам, в ходе своей практики он столкнулся с несколькими деформациями костей и конечностей, от которых не было немедленных медицинских средств. В его время деформации костей и конечностей были обычным явлением, особенно у детей. Это было связано с многочисленными проблемами общественного здравоохранения, с которыми сталкивались люди, от врожденного сифилиса до рахита. Он это стал делать, чтобы помочь облегчить страдания детей, а также признав, что костная система ребенка остается податливой до подросткового возраста.
Только в 1741 году, когда Андри было 83 года, была опубликована его самая первая работа по ортопедической медицине. Ортопедия, или в ее более длинных формах, L'orthopedie, ou l'art de prevenir et de corriger dans les enfants, les difformites du coprs, le tout par des moyens a la porte des peres et des meres, et de toutes les personnes qui ont des enfants a elever." Это было самое первое использование слова «ортопедия», означающее рождение целой медицинской дисциплины. По словам Андри; «Что касается названия, то я образовал его из двух греческих слов: Orthos, что означает прямой, свободный от уродства, и Paedis - это ребенок. Из этих двух слов я составил слово «ортопедия», чтобы выразить одним термином замысел, который я предлагаю, а именно обучение различным методам предотвращения и коррекции уродств у детей» (Le Vay 1990).
Благодаря работе Андри ортопедия стала отраслью медицины, занимающейся заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Хирурги-ортопеды, как часто называют практикующих врачей, используют как хирургические, так и нехирургические средства для лечения «скелетно-мышечных травм, спортивных травм, дегенеративных заболеваний, инфекций, опухолей и врожденных нарушений» (Ponsetti 1991 ) . За основополагающей работой Андри последовал повышенный интерес нескольких практикующих врачей к области, ныне известной как ортопедия. В 1780 году во Франции был основан первый ортопедический институт, занимавшийся лечением деформаций скелета у детей (Ponsetti 1991 ).
В Соединенном Королевстве именно работы Эвана Томаса, традиционного костоправа с огромной репутацией в Ливерпуле, среди довольных клиентов которого был и премьер-министр Уильям Гладстон, преобразовали область традиционного костоправства в современную ортопедическую медицину (Green 1999a) ., 259).
Томас стремился получить себе должность в персонале больницы, но ему было отказано, поскольку у него не было докторской степени. Обиженный этим отрицанием, Эван Томас боролся за своего сына Хью Оуэна Томаса, который с раннего возраста проявлял большой интерес к ортопедической медицине, чтобы поступить в медицинскую школу. Получив степень доктора медицины, Хью Оуэн Томас открыл практику, где специализировался на исправлении детских уродств. Когда здоровье его отца ухудшилось, Хью расширил свою практику, включив в нее костоправство для взрослых, используя те же самые инструменты, которые его отец использовал в своей традиционной практике. Сноска1 После смерти Хью Оуэна Томаса от рака легких в возрасте 58 лет его племянник Роберт Джонс, которого он убедил поступить в медицинскую школу и после этого присоединиться к его практике, взял на себя эту практику.
Роберт Джонс уже научился многим навыкам костоправства у своего покойного дяди, а также в качестве наблюдателя за своим дедом при его жизни. Ему было очень легко продолжать заниматься костоправом, а также свою обычную практику в качестве сертифицированного доктора медицины. В лекции «Случаи, которые лечат костоправы», опубликованной в British Medical Journalв в 1867 году сэр Джеймс Пэджет, известный хирург-ортопед девятнадцатого века, согласился с законностью местных практикующих врачей-ортопедов, и заявил: «Немногие из вас, вероятно, будут практиковать костоправство в качестве соперничества, и если он сможет вылечить случай, который вы не смогли вылечить, его состояние может быть нажито, а ваше испорчено. Научитесь же подражать тому, что хорошо, и избегать того, что плохо в практике костоправовства». Стоит отметить, что широко известный отец ортопедической медицины в Англии Хью Оуэн был традиционным костоправом (http://www.chirobase.org/05RB/BCC/07.html . 06/04/09).
Примерно в то время, когда Роберт Джонс начал свою практику, британское правительство начало строительство массивного канала, соединяющего портовый город Ливерпуль с внутренним производственным центром Манчестера. Британское правительство привлекло к этой работе более 20 000 рабочих. Джонсу было предоставлено разрешение на создание мобильных клиник вдоль строительных площадок для лечения производственных травм, полученных рабочими. Наиболее серьезные случаи переломов направлялись в клинику Ливерпуля (Green 1999a)., 259). Благодаря большому количеству пациентов, которых он лечил в течение этого периода, в сочетании со сложностью их травм, Роберт Джонс приобрел обширный опыт лечения переломов за ограниченный период времени. Вскоре врачи, которые путешествовали со всего мира на Британские острова через порт Ливерпуля, заглянули в клинику Джонса, чтобы понаблюдать, как распространилась его слава врача, специализирующегося на травмах костей. К началу Первой мировой войны Джонс стал известным авторитетом в крупномасштабной помощи пациентам с костями, и поэтому его призвали основать и возглавить армейские ортопедические службы. Роберт Джонс был посвящен в рыцари в конце войны за свой вклад в военное время, а затем основал Британскую ортопедическую ассоциацию.1999а , 259).
Со временем традиционные костоправы в западных странах постепенно вымерли, и их заменили врачи-ортопеды, прошедшие обучение в медицинских колледжах. Ортопедическая медицина прочно вошла в сферу медицины как в педагогике, так и в практике. Ученичество, унаследованные знания и навыки, обучение и обучение на рабочем месте вскоре были заменены строгим научными методами исследования. Несколько предположений и предпосылок, на которых практиковали традиционные костоправы, были отброшены и заменены новыми научно установленными фактами. С момента этой трансформации произошло несколько усовершенствований, новых изобретений и разработок в области ортопедической медицины.
Антониус Матисен, голландский военный хирург, изобрел гипсовую повязку в 1852 году. Стоит отметить, что некоторые из наиболее заметных изобретений в области ортопедии были сделаны на поле боя. Вытяжение и шинирование были разработаны во время Первой мировой войны, использование стержней для лечения переломов бедренной и большеберцовой костей было впервые применено во время Второй мировой войны и во время войны во Вьетнаме, фиксация переломов без хирургического вмешательства была усовершенствована американскими солдатами (Ponsetti1991 ).
Гаврил Абрамович Илизаров из СССР, отправленный в Сибирь в 1950-х годах для лечения раненых русских солдат, использовал велосипедные спицы в качестве внешних фиксаторов для достижения перестройки и удлинения до немыслимой ранее степени костей. Другие достижения в области ортопедии были достигнуты в исследовательских центрах и врачами на рабочем месте, практикующими свои навыки (Le Vay 1990 ).
Соединенные Штаты известны как страна, наиболее развитая в области ортопедической медицины. В Соединенных Штатах, как и в большинстве других стран мира, прежде чем приступить к специализации в области ортопедической хирургии, необходимо получить квалификацию врача. После прохождения специальной подготовки по ортопедии хирург-ортопед получает право на сертификацию совета. Сертификация Совета подразумевает, что человек прошел «определенное образование, оценку и экзамены Совета, которым часто предшествует успешная сдача стандартных и устных экзаменов, включая период наблюдаемой хирургической практической работы». В Соединенных Штатах в ортопедической медицине существует несколько направлений, в том числе: «хирургия кисти, хирургия плеча и локтя, полная реконструкция суставов (артропластика), детская ортопедия, хирургия стопы и голеностопного сустава, хирургия позвоночника, скелетно-мышечная онкология, хирургическая спортивная медицина, и ортопедическая травма» (Американский совет по ортопедической хирургии, www.abos.com).). Сертификация совета США по ортопедической медицине регулируется Американским советом по ортопедической хирургии (ABOS).
В то время как переход от костоправов к врачам-ортопедам происходил почти одновременно в западном мире, большая часть развивающегося мира осталась за бортом этого развития. Традиционная правка костей все еще процветала как единственный доступный вариант для жителей большей части населения мира далеко за пределами первой половины двадцатого века. На протяжении многих лет традиционное костоправство выживало перед лицом «модернизации» и в настоящее время встречается в основном в развивающихся странах. Несмотря на технологический прогресс в современной медицине, традиционное костоправство процветало как альтернативный источник медицинских услуг в Индии, Африке и Южной Америке. Эта профессия известна как Кахуна Хайхай на Гавайях, Синикчи в Турции, Пахалван в Индии (Green 1999a) ., 259).
Развивающиеся страны отличаются менее развитыми ресурсами здравоохранения, в результате чего коренные костоправы составляют большую долю населения, которое бедно и лишено доступа к более дорогой западной медицине. Из-за подпольного и часто нерегулируемого характера их практики нет надежных статистических данных для измерения числа пациентов, которых посещают местные костоправы, однако было подсчитано, что до 40% пациентов с переломами и вывихами обращались к местным врачам-ортопедам другие же 60% к костоправам(Green 1999a , 263).
По оценкам, в Индии около 60% населения покровительствуют более чем 70 000 костоправов, которые занимаются своим ремеслом в любой момент времени, уступая только акушеркам.
Традиционные костоправы известны своей эффективностью в лечении травм костей в сообществах, где они практикуют. Как и другие варианты местной медицины, знания о костоправстве устно передаются от одного поколения к другому, не прибегая к официальной документации. Благодаря практике ученичества и обучению на рабочем месте традиционные костоправы передают знания о манипуляциях с костями, местных аппликациях трав, а иногда и пероральном приеме внутрь, следующему поколению, часто состоящему из членов одной семьи. Местные костоправы заботятся о защите своей репутации и поэтому делают все возможное для восстановления здоровья костей своих клиентов. Большинство традиционных костоправов являются известными компетентными людьми в этой области.1979 , 610).
Преподавание и практика традиционного костоправа в Западной Африке.
История костоправов в Западной Африке и во всей Африке к югу от Сахары восходит к первой группе поселенцев, которые построили дом на обширных пастбищах, густых тропических лесах и мангровых болотах, разбросанных по региону. Некоторые из самых ранних зарегистрированных наблюдений за вправкой костей в Западной Африке были сделаны антропологами среди нескольких этнических групп, населяющих этот район. Раскопки таких материалов, как трупы и скелеты, для анализа не считались доказательством существования профессиональных костоправов или свидетельством существования костоправов среди какой-либо группы людей. Адольф Шульц утверждает, что «у диких гиббонов и других приматов много хорошо заживших переломов, и они вряд ли получат удовольствие от лечения профессиональными костоправами» (Schultz 1939) ., 571). Антропологи зафиксировали использование оригинальных гипсов, сделанных из кожи, чикла или глины, крепящихся на место поврежденных конечностей после массажа и использования некоторых «волшебных» мазей (Ackerknecht, 1947, 35 ) . Известно, что либерийские манос практиковали систематическое вытяжение костей как часть лечения перелома руки, а акамба - полную иммобилизацию фиксированной конечности, прикрепляя ее к полу колышками.
Зарегистрировано, что костоправ в до колониальной Африке активно массировал пораженный участок с момента перелома. В качестве лечебной процедуры, в этом проявляется универсальность массажа при лечении переломов. Аккеркнехт утверждает, что доколониальное вправление костей в Африке имело в своей практике некоторые элементы магии ( 1947 , 28). Практикующие костоправы говорят, что растения, используемые для изготовления массажных мазей, обладают магической силой. Это также проявляется в использовании таких животных, как цыпленок, у которого сломана нога, и, по словам Акеркнехта, «успех во всем остальном «рационального» лечения перелома полностью зависит от судьбы цыпленка, чьи кости также были сломаны и во время сеанса костоправства» ( 1947 г., 28). Здесь Аккеркнехт разделяет точку зрения нескольких антропологов, которым не хватает понимания логики определенных действий их исследовательской группы, предпочитая вместо этого судить о наблюдаемых процедурах, основываясь на собственном часто узком понимании того, что является приемлемой реальностью. Другие предполагаемые магические инструменты, используемые западноафриканскими этническими группами для лечения переломов костей и травм, включают кузнечные щипцы для вправления вывихнутой нижней челюсти, а также для лечения переломов и вывихов только теми, кто родился ногами вперед или теми, кого ударила молния (1947) ., 28).
Судя по отчетам антропологов Западной Африки, ампутации случаются редко. Однако известно, что масаи Восточной Африки ампутировали сильно поврежденные конечности или безнадежно сложные переломы. Эта ампутация, как записано, выполняется с большим мастерством и точностью, после чего пациентам изготавливали протезы.
Как практика, традиционное костоправство встречается почти во всех сообществах мира. В Турции, например, граждане выражают высокую степень доверия костоправам, а не местным врачам-ортопедам западного образца (Hatipoglu 1995, 203 ) . В Западной Африке, особенно среди йоруба Западной Нигерии, традиционные костоправы занимают второе место после прорицателей в рейтинге народных целителей, в то время как травники и другие целители отстают.
В западноафриканской стране Нигерия традиционные костоправы были единственным доступным средством лечения переломов и повреждений костей до 1873 года, когда в Лагосе, Нигерия, была построена самая первая больница. Хотя прошло почти 150 лет с тех пор, как в Нигерии была построена первая больница, по-прежнему ощущается острая нехватка квалифицированного медицинского персонала для адекватного обслуживания многочисленного населения. Омололу и др. утверждает, что при населении в 150 миллионов человек на всю страну приходится менее 200 хирургов-ортопедов, то есть один врач на 700 000 человек. Валовой национальный доход на душу населения составляет 1040 долл. США, а общие расходы на здравоохранение на душу населения составляют 53 долл. США, из которых 16 долл. США представляют собой вклад правительства (Омололу и др., 2008 г. , 466).
Как и в Гане, в Нигерии действует трехуровневая система здравоохранения; первичная, вторичная и третичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи в Нигерии, и именно сюда в первую очередь обращаются сельские общины в случае заболевания. К сожалению, оказание первичной медико-санитарной помощи в Нигерии сталкивается с рядом трудностей, включая кадровые, финансовые, доступность и другие. В отсутствие ортодоксальных поставщиков медицинских услуг народные целители в некоторых случаях оказывают 90% первичной медико-санитарной помощи сельским жителям (Омололу и др., 2008 г. , 393). Эти традиционные целители различаются по областям своей специализации, например, традиционные акушерки, традиционные травники и традиционные костоправы.
Хотя современные технологии и усовершенствованная ортопедическая практика сделали традиционную вправку костей устаревшей в развитых странах, эта практика процветает в развивающихся странах и, в частности, в Африке.
Традиционные костоправы по-прежнему лечат большинство переломов в странах Африки к югу от Сахары, и, похоже, в обозримом будущем этой практике не будет конца. В Нигерии до 85% пациентов с переломами и повреждениями костей сначала обращаются за помощью к традиционным костоправам и только в случае гангрены попадают в ортопедические больницы (Omololu et al. 2008, 466 ) .
Традиционное вправление костей - это семейная практика в развивающихся странах, где они процветают. Навыки и знания передаются из поколения в поколение. Через ученичество некоторые посторонние, проявляющие живой интерес в раннем возрасте и иногда «санкционированные богами», могут изучить тонкости профессии костоправства. Записи ведутся устно, а инструкции передаются посредством вербального взаимодействия и наблюдения (Онуминья и Онабовале, 1998 ). Шины, сделанные из бамбука, ротангового тростника ( Oncocalamus yrightiana) и оси пальмового листа ( Elaeis guineensis ), тесно скрепляются друг с другом, образуя что то похожее на шину, которая используется для иммобилизации области перелома путем плотного оборачивания ее вокруг пораженного участка (Eshete 2005) . , 103).
Наблюдая за работой традиционного костоправа в сельской местности на юго-западе Нигерии, Омололу и др. (2008) продолжил документировать свои клинические сеансы, консультации и лечение переломов. Сначала костоправ идентифицирует область перелома, обращая внимание на такие симптомы и признаки, как «отек, боль, потеря функции, ангуляция, ненормальная подвижность и крепитация при сердцебиении в месте перелома» (Omololu et al. 2008) ., 393).
Традиционный костоправ не прибегает к услугам квалифицированного рентгенолога, и при этом он лично не использует рентгенолога для помощи в диагностике и лечении повреждений костей. После постановки диагноза традиционный костоправ приступает к лечебным процедурам, которые включают в себя «вправление, нанесение травяного крема, шинирование и перевязку». Начальный процесс представляет собой интенсивное массирование и манипуляции на костях (репозицию), направленные на восстановление перелома до его нормального анатомического состояния. Боль во время этого процесса очень сильная, и члены семьи пациента силой удерживают его, когда он кричит от боли. Если пациент находится без сопровождения, что редко встречается в типичной африканской среде, работу выполняет ученик традиционного костоправа (Omololu et al., 2008)., 393). Анальгетик вводят в конце манипуляции с костями и состоит из смеси нескольких травяных напитков, смешанных с джином.
Традиционный костоправ, по наблюдениям Omololu et al. не раскрыла им состав травяной смеси, имея на нее какое-то право интеллектуальной собственности, опасаясь, что разглашение секрета приведет к массовому производству и потере клиентов из-за конкуренции. На пораженный участок с помощью птичьего пера наносят большое количество травяной смеси и шинируют это место шиной из пальмы рафии, коры дерева и твердого картона. Повязка завязывается с давлением вокруг конечности, чтобы удерживать шину на месте. Сам являясь ортодоксальным хирургом-ортопедом, Омололу утверждает, что давление повязки, возможно, препятствует притоку крови к нижней части конечности. Он утверждает, что это проявляется через отек, который становится очевидным, когда пациент возвращается для смены повязки и повторного нанесения мази каждые 3–5 дней (Omololu et al.2008 , 395). На это вопрос традиционные костоправы заявляют, что частая смена повязок необходима для повторного применения травяного крема, который способствует заживлению кости. В некоторых случаях, особенно в случае открытых переломов, было отмечено, что традиционные костоправы используют такие приёмы, как заклинания, для извлечения костных фрагментов из области перелома, в то время как амулеты и обереги выдаются пациентам, чтобы они могли забрать их домой, с верой в то, что они будут защищены от сил тьмы, которые могут помешать заживлению кости (Omololu et al. 2008) .)
В современной ортопедической медицинской практике перед операцией при переломах вводят анальгетики или даже анестезию. После достижения репозиции накладывается гипсовая повязка, чтобы стабилизировать репозицию и способствовать заживлению. В современной ортопедической медицине, в отличие от традиционной костной пластики, практически отсутствует снятие гипсовой повязки и гипсовая повязка остается на месте до полного заживления.
В некоторых кругах утверждалось, что незнание костоправом анатомии, физиологии или рентгенографии привело к осложнениям при лечении конечностей и смерть у некоторых его пациентов. Эти осложнения проявляются в виде острого компартмент-синдрома, столбняка, деформаций, хронического остеомиелита, гангрены, ампутации и смерти (Omololu et al., 2002 , 335). В Гамбии врачи установили, что почти все случаи гангрены у детей, которые в конечном итоге приводят к ампутации конечностей, можно напрямую отнести к традиционным костоправам в сельской местности (Bickler and Sanno-Duanda 2000) ., 1431). Якубу и др. провели 10-летнее углубленное исследование осложнений лечения переломов традиционными костоправами и отметили, что 23% из 320 ампутаций взрослых конечностей в их исследовании были связаны с гангреной после перелома (Yakubu et al., 1996, 104 ).
Некоторые исследования также установили, что гангрена конечностей является лишь одним из многих осложнений лечения переломов традиционными костоправами. Большинство пораженных пациентов молодого и трудоспособного возраста заканчиваются ампутацией конечностей, становясь инвалидами в очень молодом возрасте.
В ходе 10-месячного исследования, проведенного в больнице Wesley Guild Hospital Ilesa на юго-западе Нигерии с октября 2003 г. по июль 2004 г., 29 пациентов были последовательно обследованы в амбулаторной клинике ортопедической больницы (Ogunlusi et al. 2007 ) . Все 8 пациентов женского пола и 21 пациент мужского пола пришли туда после неудачной попытки традиционных костоправов исправить их положение костей. У 29 пациентов было в общей сложности 33 травмы костей и суставов в возрасте от 7 до 85 лет (таблица 6.1 ).
В ходе исследования пациенты утверждали, что обращались к традиционным костоправам, потому что хотели более быстрых услуг, которые позволили бы им быстрее вернуться к работе. Вместо того, на что они надеялись, пациенты получили плохо леченные и сложные первичные патологии. Наличие определенных осложнений при лечении традиционной травмы костоправом является одним из наиболее часто подвергаемых критике его практики со стороны западных врачей. Все врачи, опрошенные в период проведения этого исследования, придерживались мнения, что, особенно в случаях открытых переломов, традиционные костоправы не имеют квалификации для лечения или лечения повреждений костей.
🟢 Практика традиционного вправления костей с западной медициной
Было проведено несколько исследований по слиянию традиционной практики вправления костей с некоторыми формами западной ортопедической медицинской практики. В исследовании, проведенном Онуминьей ( 2006 г.), между периодами с января по декабрь 2002 года, работа обученного традиционного костоправа оценивалась в удаленной клинике традиционного костоправства на 75 коек, расположенной в сельской местности района местного самоуправления Оуэн-Ист штата Эдо, Нигерия. Клиника костоправа, известная как традиционный центр костоправов Афуйе, расположена в городе, населенном в основном фермерами, ведущими натуральное хозяйство, и их семьями. Даже в пяти часах езды от села нет ортопедического центра. Владелец унаследовал свои знания от своего отца, и ему помогают трое его сыновей, двое из которых были студентами университета.
В центре традиционного костоправа Афуйе работает квалифицированный врач общей практики. Для диагностики вместо векового метода костоправа по ощупыванию пораженного участка для определения характера травмы пациентов направляют в рентгенологический кабинет, расположенный примерно в 5 км от центра, и снова на обследование в конце лечения. Медицинский директор больницы не работает в правительстве, но тесно сотрудничает с главным покровителем центра Афуйе в лечении таких случаев, как «остеоклазия». и открытое вправление без фиксации в случаях неправильного сращения и замедленного сращения по требованию традиционного костоправа» (Онуминья 2006 , 4).
Традиционный костоправ, управляющий центром Афуйе, не лечит переломы с открытыми ранами до тех пор, пока главный врач не обработает открытую рану и не проконтролирует ее полное заживление. Только после этого случай направляется к нему для лечения перелома. Другие западные или ортодоксальные клиники в этом районе, которые по своей природе не являются специализированными, направляют пациентов с переломами в центр Афуйе для лечения.
Опрошенные пациенты с переломами в центре Афуйе заявили, что предпочитают обращаться к традиционному костоправу из-за легкой доступности центра. Ближайшая к ним ортопедическая больница находится в нескольких милях от них. Кроме того, пациенты заявили, что костоправ в центре Афуйе известен своей эффективностью, требует очень мало денег, а его лечение практически не связано с риском ампутации. Медсестра в центре Афуйе выполняет роль продавца фармацевтических препаратов, которая продает анальгетики и антибиотики, а также делает прививки от столбняка некоторым пациентам из группы риска. В целом Онумия сообщает, что центр традиционной костной пластики Афудже представляет собой «хорошо организованную «традиционно-педагогическую» клинику» (Онумия 2006 , 4).
В том же исследовании Онумия использовал другую традиционную клинику костоправа в качестве центра управления. Контрольный центр традиционного костоправства расположен в аналогичной сельской местности в Огуа в Эсан-Уэст-ЛГА штата Эдо в Нигерии. В начале исследования он отмечает, что в этих двух центрах использовались «сходные консервативные методы лечения переломов, и оба они были уважаемыми традиционными практиками вправления костей с хорошим количеством обращений в пределах и за пределами их территорий местного самоуправления» (Onuminya 2006) ., 3). Исследование Онумия началось с обучения традиционных костоправов в центре Афуйе в ходе однодневного семинара «безопасному консервативному лечению переломов с точки зрения диагностики, отбора пациентов, основных принципов лечения переломов, профилактики осложнений, включая передачу ВИЧ-инфекции, и результаты лечения. Центр Б не получил инструкций». (Онуминья 2006 , 3). По окончании курса было проведено 2-летнее проспективное исследование результатов лечения переломов в двух центрах с целью определения успеха или неудачи курса. Исследование было ограничено анализом лечения 40 переломов диафиза большеберцовой кости как в центре Афуйе, где проходил курс, так и в центре Б, где курс не проводился.
Онумия отмечает, что в обеих клиниках за период исследования не было зарегистрировано ни одного летального исхода. В центре Афуйе медиана продолжительности пребывания пациентов со сдвиговыми переломами большеберцовой кости составила 4 мес (в диапазоне 2–12 мес), в то время как в контрольном центре В — 8 мес (в диапазоне 2–18 мес). Заметной была также разница в частоте добровольной выписки в обоих центрах. Добровольная выписка возникает, когда пациенты недовольны результатами лечения, особенно в случаях несращения костей, позднего сращения, инфекции или гангрены. Уровень добровольной выписки в центре Афуйе составил 25 % (10 пациентов) и 50 % (20 пациентов) в центре B. Примечательно, что гигиенические и санитарные условия в обеих клиниках были исключительными, так как традиционные костоправы давно перестали использовать одно и то же лезвие для более чем одного пациента в случае скарификации. Теперь пациенты должны были приходить на лечение со своими скальпелями. Онумия отмечает, что в обоих центрах большинство пациентов, участвовавших в исследовании, сначала добровольно выписались из ортодоксальных больниц, прежде чем обратиться за лечением к традиционным костоправам. Пациенты назвали несколько причин от давления со стороны семьи до неудовлетворенности консультационным и лечебным методом и результатами в ортодоксальных больницах.
🟢🔴🟣
Представление Онумии типично для результатов нескольких исследований традиционных костоправов в Западной Африке, которые часто основаны на том факте, что традиционные костоправы должны научиться впитывать более ортодоксальные практики. В своем конкретном случае Онумия отмечает, что инструкции по правильному наложению шины на перелом действительно привели к значительному снижению случаев гангрены конечностей в центре Афуйе. Наоборот, в центре Б, где инструкция не распространялась, было зарегистрировано 4 случая гангрены, тогда как в центре Афуйе был зарегистрирован только один случай гангрены. В случае гангрены ампутация становилась единственным возможным средством, иначе смерть непременно наступила бы от столбняка и септицемии.
Традиционные костоправы традиционно считались скрытными, и их было трудно научить тому, как можно предотвратить осложнения. Однако при сотрудничестве с современными традиционными костоправами удалось организовать однодневные учебные курсы по безопасному лечению переломов. Это привело к значительному снижению частоты гангренозных конечностей, инфекций, несращений и неправильных сращений. Было отмечено значительное увеличение частоты приемлемого сращения среди пациентов, получавших лечение с помощью обученной TBS, по сравнению с необученными (Onuminya 2006 , 322).
Согласно Bodkere and Burford ( 2007 ), чрезмерное внимание к опасностям традиционных костоправов в Западной Африке может быть связано с несколькими причинами, главная из которых заключается в том, что «те, у кого есть интерес и возможность сообщать о случаях заболевания в профессиональные журналы, редко видят успешные результаты». лечение; из многих пациентов, которых лечили традиционные костоправы, только те, у кого не получилось, обратятся за больничной помощью» (Bodkere and Burford 2007 , 56).
Одна из самых ранних публикаций нигерийского врача-ортопеда о традиционном исследовании костной пластики была опубликована в 1986 году (Oguachuba 1986 ). В своей статье Огуачуба информировал нигерийское медицинское сообщество о существовании таких случаев бесхозяйственности традиционных костоправов, побуждая медицинское сообщество сообщать о них в медицинских журналах. К 1991 году в Нигерийском медицинском журнале были опубликованы три основные статьи, осуждающие деятельность традиционных костоправов (Eze 1991 ; Katchy et al. 1991 ; Adebule 1991 ). негативные сообщения о деятельности традиционных костоправов в Нигерии и большей части Западной Африки.
В другом исследовании Onuminya et al. ( 2000 г.) смогли продемонстрировать предвзятое отношение индустрии медицинских публикаций к традиционным костоправам и то, как это привело к неоправданному антагонизму по отношению к ним среди медицинских работников. В исследовании Ономии из 100 крупных ампутаций, выполненных у 96 пациентов в двух крупных больницах Нигерии, 60 были подтверждены случаями плохого лечения переломов, вызванными традиционными костоправами. Исследование проводилось в течение 10 лет, и хотя на беглый взгляд это число кажется довольно большим, если проанализировать его с учетом потока пациентов в традиционных центрах костной пластики и того факта, что две ортопедические больницы были чуть ли не единственными доступными ортодоксальными центрами. ортопедических больниц, которые обслуживали несколько миллионов человек, цифра может показаться не такой удручающей.
Врачи-ортопеды также склонны к врачебным ошибкам — зафиксировано несколько случаев, когда врачи-ортопеды не могли лечить пациентов, и пациенты обращались к традиционным костоправам, где их лечили эффективно. Oyebola ( 1980 ) сообщает о пациенте с вывихом голени и малоберцовой кости, который после шести недель интенсивного лечения в Государственной больнице добровольно выписался и поселился в доме TBS, где он прошел успешное лечение и вскоре был выписан. В целом, как ортопедическая медицина, так и традиционная костная пластика могут дополнять друг друга в образовательной программе Африки, а не исключать друг друга, как это имеет место в настоящее время.
Примечания
1.
«Хью Оуэн Томас использовал свой опыт изготовления брекетов для разработки шины Томаса, устройства, которое произвело революцию в лечении переломов диафиза бедренной кости и широко используется по сей день» (Green 1999a , 259).
2.
«В Соединенных Штатах и Канаде ожидается, что хирурги-ортопеды закончат 4 года обучения в бакалавриате и четыре года в медицинской школе, прежде чем пройти резидентуру по ортопедической хирургии» (Американский совет ортопедической хирургии, www.abos.com ) . .
3.
«В Канаде сертифицирующей организацией является Королевский колледж врачей и хирургов Канады; в Австралии и Новой Зеландии это Королевский Австралазийский колледж хирургов. с 1999 по 2003 год 10 самых частых процедур (по заказу), выполняемых хирургами-ортопедами, включают: (а) артроскопию коленного сустава и менисэктомию; (b) Артроскопия плечевого сустава и декомпрессия; в) освобождение запястного канала; г) артроскопия коленного сустава и хондропластика; д) удаление поддерживающего имплантата; (f) артроскопия коленного сустава и реконструкция передней связки; g) замена коленного сустава; h) восстановление перелома шейки бедра; Восстановление вертельного перелома. Хотя используемые названия могут казаться фальшивыми и пугающими для непосвященных, они просто представляют собой технические названия некоторых распространенных заболеваний костей и травм, от которых люди чаще всего страдают» (Американский совет ортопедической хирургии).www.abos.com ).
4.
Восемьдесят пять процентов пациентов с переломами бедренной кости сначала обращаются к традиционным костоправам (Katchy et al., 1991 ).
5.
Остеоклазия – это хирургическое разрушение костной ткани, выполняемое для восстановления перелома.
6.
В обоих центрах соотношение мужчин и женщин было 3:1; возраст пациентов колебался от 20 до 65 лет со средним возрастом 30 лет, а распределение характера переломов между группами было довольно схожим» (Onumiya SAMJ 96, 4, стр. 5).
Рекомендации
Аккеркнехт Э. (1947) Примитивная хирургия. Ам Антропополь 49 (1): 25–45
Адебуле Г.Т. (1991) Костные установщики решают вопрос о оправданной, но трудной моральной дилемме для хирурга -ортопеда . Ниг Мед Дж 21:126. 11
Агарвал А., Агарвал Р. (2010) Практика и традиции костоправа. Образование Здоровье 1(23):1–8
Беккет Д. (1999) От костоправов до хирургов-ортопедов: история специальности ортопедии. Хирургический технолог (11)7
Бек Р.Т. (1974) Передний край: ранняя история лондонских хирургов. Лунд Хамфрис, Лондон
Биклер С.В., Санно-Дуанда Бото (2000) Гангрена костоправа. J Pediatr Surg 35 (10): 1431–1433
Епископ WJ (1960) Ранняя история хирургии. Роберт Хейл Лимитед, Лондон
Bodkere G, Burford G (2007)Традиционная, дополнительная и альтернативная медицина: политика и перспективы общественного здравоохранения. Imperial College Press, Лондон
Эшете М. (2005) Профилактика традиционной гангрены костоправа. J Bone Jt Surg 87 (1): 103–3
Eze CB (1991) Гангрена конечностей в традиционной ортопедической (костной) практике и ампутации в NOHE - факты и заблуждения. Ниг Мед Дж. 1991 (21): 125
Грин С.А. (1999a) Хирурги-ортопеды: наследники традиции костоправства. клин. Ортоп. 6 (363): 258–263
Хатипоглу С., Татар К. (1995) Сильные и слабые стороны турецкого костоправа. Всемирный форум здравоохранения 16(2):203–205
Katchy AU, Nwankwo OE, Chukwu CC, Ukegbu ND, Onabowole BO (1991) Традиционное лечение переломов бедренной кости костоправами. Как далеко?. Ниг Мед Дж 21:125
Oguachuba HN (1986) Неправильное лечение переломов и вывихов локтевого сустава традиционными костоправами в штате Плато, Нигерия. Троп Геогр Мед 38(2):167–171
Огунлуси Дж., Окем И., Огинни Л. (2007) Почему пациенты покровительствуют традиционным костоправам. Интернет J Orthop Surg 4(2)
Омололу А.Б., Огунладе С.О., Гопалдасани В.К. (2008) Практика традиционного костоправа. Clin Orthop Relat Res 466: 2392–2398
Омололу Б., Огунладе С.О., Аугле Т.О. (2002) Осложнения, наблюдаемые при лечении традиционными костоправами. Западная Африка J Med 21 (4): 335–337
Онуминья Дж. (2006) Работа обученного костоправа при первичной помощи при переломах. Суб Сахар Afr Med J 96 (4): 320–322
Onuminya JE, Onabowale BO (1998)Роль традиционных костоправов в первичной помощи при переломах в Нигерии. В: Материалы конференции - ежегодная научная конференция нигерийской ортопедической ассоциации aba.
Onuminya JE, Obekpa PO, Ihezue HC, et al. (2000) Крупные ампутации в Нигерии: призыв обучить традиционных костоправов. Троп Док 30 (3): 133–135
Юртаев Александр Иванович (2001) Традиционные костоправы йоруба. J травмы, инфекции и реанимация 20 (4): 312–322
Понсетти I (1991) История ортопедической хирургии. Айова Ортоп J 11: 59–64
Шульц А. (1939) Заметки о болезнях и заживших переломах диких обезьян. Bull Hist Med 7: 571
Шрам Р.А. (1944)Возрастные изменения и изменчивость гиббонов. Am J Phys Антр 2: 1–129
Телла А (1979) Практика традиционной медицины в Африке. Нигер Мед J 9: 607–612
Le Vay D (1990) История ортопедии. Издательская группа Пантеон, Нью-Йорк
Yakubu A, Muhammed I, Mabogunje OA (1996) Ампутация большой конечности у взрослых в Зарии, Нигерия. J College Surgy Эдинбург 41: 102–104